Насилие
в семье открыто обсуждается широкой общественностью. Время от времени мы видим
по телевизору и читаем в прессе сообщения о жертвах домашних садистов. Однако
огромное количество женщин остаются жертвами в своих семьях.
Насилие в семье может быть не только физического характера, но и
моральное. Умные, красивые женщины годами терпят своего мужа, который
систематически самоутверждается за их счет. Примеров таких очень много.
Известная певица Валерия жила с мужем, родила от него трех детей. Спустя годы
общественность была шокирована ее признаниями в систематическом избивании.
Существует несколько основных причин, которые заставляют российских женщин жить
с садистом.
1. Банальный страх. Разорвать порочный круг мешает страх того, что будет еще
хуже. Муж найдет способ отомстить. В российском менталитете не принято верить в
правосудие. Пойти в милицию и написать заявление на мужа-садиста вызывает
просто ужас. А если у женщины есть дети, то его ярость может быть направлена
против них.
2. Стыд перед близкими и друзьями. Некоторым женщинам просто стыдно признаться
в том, что собственный муж над ними издевается. Что подумают люди - вот вопрос,
который заботить их. Собственная безопасность уже не так важна, как публичные
сплетни и обсуждения.
3. Социально-бытовые проблемы. Квартирный вопрос испортил людей. Женщине
зачастую просто некуда уйти от садиста. А обратиться за помощью и вернуться в
квартиру к мучителю даже опасно. Финансовая зависимость от мужа также вселят в
жертву еще больше комплексов и переживаний.
4. Бьет, значит любит. Боязнь одиночества заставляет женщин терпеть унижения и
побои. Статус разведенной женщины до сих пор многие считают признаком неудачной
жизни. Стереотип, который до сих пор не может изжить себя.
Причин, по которым женщины терпят бытовое насилие много. Но чтобы выйти из
болезненной зависимости от садиста необходимо полюбить себя. Вспомнить, что вы
свободная личность. Всегда крайне сложно сделать шаг к своей свободе. Причины,
которые держат рядом начинают казаться безысходными. Однако у человека всегда
есть выбор. Терпеть и дальше издевательства или начать двигаться вперед.
НОВОСТИ
Посол по особым поручениям МИД PK Мадина
Джарбусынова: «Вектор остается неизменным. Принципы и нормы Всеобщей
декларации вошли в Конституцию и национальное законодательство Казахстана»,
статья в газете "Казахстанская правда" от 10 декабря 2011 года, №
398-399 (26789-26790)
Отмечать День прав человека международное сообщество начало согласно
решению Генеральной Ассамблеи ООН, принявшей в этот день более 60 лет назад
Всеобщую декларацию прав человека, которая выступает единственным в своем
роде основополагающим кодексом в данной сфере. Подготовка декларации, как и
любого серьезного международного договора, проходила непросто. У стран были
различные взгляды, исходя из особенностей их государственного устройства,
социально-экономического и культурного развития.
После долгих и бурных дискуссий
государства все же сумели согласовать текст, и 10 декабря 1948 года
Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она
стала первым опытом коллективной разработки универсального документа,
провозгласившего права личности, гражданские и политические права человека.
Всеобщая декларация не имеет обязательного характера, но она создала
основу для разработки других международных договоров, которые обязывают
присоединившиеся страны исполнять их положения. Самые известные из таких
документов – Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые
вступили в силу в 1976 году.
Во многих странах принципы и нормы Всеобщей декларации вошли в содержание
конституций и национального законодательства. Это относится и к Казахстану.
Наша страна на протяжении всех лет Независимости активно интегрируется в
глобальные процессы, один из которых – обеспечение прав и свобод человека.
Вектор развития нашей республики, выбранный Президентом Нурсултаном
Назарбаевым и поддержанный народом Казахстана с первых дней Независимости,
остается неизменным. Это движение к развитой демократии, верховенству закона
и защите прав и свобод всех и каждого, с учетом современных реалий
казахстанского общества.
Укрепляя демократические устои, мы определили в качестве приоритетов
важность осознания ценности каждой личности, признания и защиты ее
достоинства, утверждения идеи неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод
человека. Конституция Казахстана гарантирует исполнение этой сложной, но
важной задачи. Это беспрерывный эволюционный процесс, и мы уже сделали
немало, что неоднократно подчеркивалось мировым сообществом.
Изменения и дополнения в Конституцию Казахстана, внесенные в 2007 году,
стали серьезными подвижками, направленными на дальнейшее укрепление
законодательной власти, развитие местного самоуправления, передачу вопросов
санкционирования ареста от прокуратуры судам, существенное сужение сферы
применения смертной казни.
Мы утвердили и претворяем в жизнь
Концепцию правовой политики Республики Казахстан на 2010–2020 годы и
Национальный план действий в области прав человека на 2009–2012 годы. В
рамках этих документов предусматриваются дальнейшее развитие и постоянное
совершенствование независимой судебной системы. В стране активно действует
Комиссия по правам человека при Президенте РК. Учрежден пост уполномоченного
по правам человека (омбудсмена), деятельность которого дополняют существующие
государственные правозащитные механизмы.
Мы стремимся к тому, чтобы достичь
наибольшей активности гражданского общества, в том числе различных
правозащитных и иных организаций, обеспечить конструктивный диалог между
государственными органами, НПО и международными организациями.
Концепция развития гражданского общества
в Казахстане способствовала консолидации и повышению гражданской зрелости
неправительственного сектора. Положительным примером эффективного партнерства
государственных структур с казахстанскими и международными НПО стало
сотрудничество в рамках консультативного совета по вопросам гуманитарного
измерения, созданного на время пребывания Казахстана в «тройке» ОБСЕ.
Сегодня Казахстан вышел на новый этап
реализации механизмов защиты прав человека, поскольку фактически завершил
работу по присоединению ко всем основополагающим международным конвенциям и
договорам в области прав человека. Например, в 2008–2009 годах Казахстан
ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток, Международную
конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, подписал
Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к Конвенции о правах
инвалидов.
В 2010 году Казахстан присоединился к Факультативному протоколу к
Международному пакту по экономическим, социальным и культурным правам.
Это непростая работа. Ведь, возлагая на себя международные обязательства,
Казахстан должен периодически предоставлять свои доклады структурам ООН,
выполнять их рекомендации и приводить национальное законодательство в
соответствие с международными правовыми стандартами в области прав человека.
Например, только в течение 2010–2011
годов Казахстан осуществил защиту национальных периодических докладов о
выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой
дискриминации, Международного пакта по экономическим, социальным и культурным
правам и Международного пакта о гражданских и политических правах. В октябре
текущего года Правительство направило в соответствующие комитеты ООН
очередные доклады о реализации положений конвенций о правах ребенка и
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Мы также признали компетенцию комитетов против пыток, по ликвидации
дискриминации в отношении женщин, расовой дискриминации и по гражданским и политическим
правам человека принимать индивидуальные жалобы о нарушении прав по
соответствующим договорам. И здесь справедливости ради надо сказать, что на
такой шаг решится далеко не каждая страна.
Казахстан поддержал создание Совета ООН
по правам человека – важнейшего института по установлению глобальных
стандартов в области прав человека и координации деятельности международных
правозащитных механизмов. Мы тесно и открыто сотрудничаем в его рамках и с
управлением верховного комиссара по правам человека ООН.
В феврале 2010 года Казахстан успешно защитил первый Универсальный
периодический обзор в рамках Совета ООН по правам человека, который отразил
значительный прогресс в деле обеспечения и защиты прав человека в Казахстане
и определил задачи на перспективу. За последние три года нашу страну посетили
спецдокладчики по вопросам пыток, достаточности жилья, права на образование,
а также независимый эксперт по вопросам меньшинств.
При всем этом Казахстан не
ограничивается продвижением прав человека в рамках стандартов ООН. Наша
страна активно сотрудничает с другими международными и региональными
организациями.
Вступление в Организацию по безопасности
и сотрудничеству в Европе было продиктовано стремлением республики активно
участвовать в общеевропейских процессах, вырабатывать и применять на практике
принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 года и других
правозащитных документах ОБСЕ.
Казахстану удалось достичь высокого
уровня взаимоотношений с ОБСЕ, а значит, и соблюдения ее принципов.
Председательство Казахстана в структуре в 2010 году сделало этот факт
очевидным. Все страны – участницы Организации, избрав консенсусом нашу страну
на этот высокий пост, признали ее верный и последовательный курс на
демократическое развитие.
Права и свободы человека заняли весьма
важное место в деятельности Казахстана на посту председателя ОБСЕ, когда наша
республика оказывала максимальную поддержку основным институтам Организации,
например, таким как Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека,
управление верховного комиссара по делам национальных меньшинств и
представительства ОБСЕ по свободе СМИ.
Не менее важно и сотрудничество с
Евросоюзом, который является одним из основных политических и экономических
партнеров республики. С ЕС у нас налажены диалог и обмен передовым опытом в
сфере верховенства права, совершенствования правовой и судебной систем.
Права и свободы человека, толерантность все в большей степени привлекают
внимание и такой авторитетной структуры, как Организация исламского
сотрудничества (ОИС). Мы способствовали созданию при ней Комиссии по правам
человека, что было отражено на прошедшей в нынешнем году в Астане сессии
Совета министров иностранных дел. Тем самым мы надеемся на формирование среди
мусульманского мира платформы для диалога и обмена опытом в области прав
человека.
Эти факты являются прямым свидетельством
того, насколько решителен и активен Казахстан в деле претворения в жизнь прав
и свобод человека и обеспечения их защиты в соответствии с международными
стандартами и обязательствами.
|
Дата публикации: 2011-12-10
|
Автор: Алмаз РЫСАЛИЕВ, IWPR
Проблема бытового насилия в Казахстане нарастает на фоне острого
дефицита кризисных центров, оказывающих поддержку жертвам семейного
издевательства.
Алматинец Арнур (имена героев истории изменены — авт.) привез
невесту Камилу из города Чу южной Жамбыльской области Казахстана. У себя дома
он чувствовал себя хозяином положения, никуда не выпускал молодую жену, ревнуя
ее к каждому столбу. Поднимал на нее руку. Все его не устраивало — не так
посмотрела, не так подала завтрак, не так улыбнулась...
Арнура не останавливала даже получающая стресс от семейных
разборок 5-летняя дочь и даже то обстоятельство, что жена была на 12-й неделе
беременности. Однажды он избил Камилу так, что она потеряла сознание и
очутилась в больнице. Врачи сообщили о выкидыше. Соседка по палате посоветовала
обратиться в алматинский кризисный центр, где оказывают всяческую поддержку
жертвам домашнего насилия.
«Она зимой прямо из больничной палаты, в тапочках и в халате,
прибежала к нам, — рассказала корреспонденту IWPR Надежда Рот, социальный
работник кризисного центра «Подруги». — Мы ее прятали от мужа и свекрови, они в
свою очередь приходили к нам и даже угрожали напустить полицию на нас, если не
выдадим беглую родственницу».
Таких историй в архиве реабилитационного центра за почти 13 лет
работы уже тысячи. В каждой анкете — разрушенные семьи и сломанные судьбы. За
прошлый 2010 год в центр всего поступило 1263 обращения, а по последним
имеющимся данным, в первом квартале нынешнего года — 297. Подавляющее
большинство жертв — замужние женщины в возрасте от 20 до 40 лет.
Сюжет — классический. Глава семьи, находящий отдушину в рюмке,
поколачивает ненаглядную, часто на глазах детей. Избитая уходит из дома, подает
заявление в полицию, а после слезных извинений протрезвевшего мужа отзывает
жалобу обратно. И все начинается заново.
В казахстанской полиции такие побои деликатно относят к категории
«семейных разборок» и не спешат заключать мужа-хулигана под стражу. Случаются и
казусы: человек с переломами лежит в больнице, а стражи порядка дожидаются
примирения супругов. Опыт показывает: почти всегда жертва «не имеет претензий»
к виновнику инцидента.
«А выбора у женщины и нет, — говорит Надежда Рот. — Ей зачастую
некуда деваться. Аренда жилья дорогая, на шею родственникам не сядешь, детей
тоже нужно обеспечивать». По ее мнению, государство никак не поддерживает
женщину в такой ситуации, не предоставляя ни временного жилья, ни
психологической, ни юридической помощи. В Казахстане жертва домашнего насилия
вынуждена унижаться, чтобы выжить.
Как сообщила Улжан Лукпанова, директор кризисного центра «Забота»,
раньше в Казахстане существовали только общие нормы гражданского и уголовного
права, применимые к делам о бытовом насилии, и зачастую по ним было невозможно
наказать любителей распускать руки.
«И прокуратура, и суды не были заинтересованы в оказании помощи
пострадавшим, причем самое парадоксальное то, что многие обращавшиеся за
помощью женщины, как показала практика, были женами сотрудников
правоохранительных органов! — рассказала Улжан Лукпанова. — В большинстве
случаев женщины были вынуждены решать свои проблемы самостоятельно или
обращаться за помощью к НПО».
1 января 2010 года вступил в силу Закон «О профилактике
бытового насилия», который стал основой для искоренения произвола в семье, четко
сформулировав понятийный аппарат, определив такие понятия как потерпевший,
семейно-бытовые отношения, бытовое насилие, виды бытового насилия, профилактика
и субъекты профилактики бытового насилия. Это серьезный прорыв в
законодательстве. Однако проблема никуда не делась. Закон появился, но
объективные реалии, сложившиеся за многие годы, никто не отменил.
К примеру, по данным Надежды Гладырь, президента кризисного центра
«Подруги», в Казахстане действует всего 21 реабилитационный центр, где
оказывают поддержку жертвам бытового насилия. «Среди них нет ни одной
государственной организации, — говорит она. — Ни в республиканский, ни в
местные бюджеты не заложена статья о содержании подобных учреждений». Те
приюты, которые сегодня работают, по словам эксперта, финансируются
международными организациями, и у них множество материальных проблем —
недостаток дорогостоящих профессионалов, финансирования, отсутствие необходимой
методической базы и т.д.
Нынешний закон, отмечает Надежда Гладырь, требует от местных
органов власти создавать реабилитационные организации, финансировать и
обеспечивать поддержку пострадавшим от бытового насилия. «Однако, к сожалению,
правительством до сих пор не разработаны основные направления государственной
политики в области профилактики бытового насилия, то есть нет программного
документа, предписывающего, что необходимо делать всем вовлеченным структурам,
— сетует наша собеседница. — Без этого положения местные органы власти и прочие
субъекты этого закона — органы внутренних дел, комиссии по делам женщин, НПО и
т.д. — не могут активно включиться в реализацию закона».
Как утверждает Ирина Унжакова, член Национальной комиссии по делам
женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, слабое
законодательство и плохая координация работы между госведомствами создают
барьеры на пути решения проблемы. «Судите сами. К примеру, если полицейские
доставят мужа-хулигана в участок и изолируют его без заявления потерпевшей, то
их действия могут быть опротестованы прокуратурой», — аргументирует
представитель Нацкомиссии. В итоге до судебного рассмотрения доходит ничтожно
малое количество дел по фактам бытового насилия, констатирует эксперт.
Кроме того, по словам Ирины Унжаковой, даже наказание в виде
наложения административного штрафа на виновного оборачивается экономическим
наказанием семьи, а не самого преступника. Посему в большинстве случаев
виновник не несет ответственности за учиненный произвол. И если в новом законе
о профилактике бытового насилия четче обозначен состав правонарушения в
действиях супругов, то процедура наказания или хотя бы ограничения в действиях
обидчика усложнена настолько, что он остается безнаказанным.
По мнению экспертов, для решения проблемы государству необходимо
выработать комплекс мер, улучшить механизм взаимодействия между
соответствующими госструктурами, НПО, международными организациями, создать
государственные реабилитационные центры, где жертвы домашнего насилия могли бы
получить необходимую психологическую, юридическую поддержку.
По мнению экспертов, последствия проблемы недооцениваются
государством. Ведь от семейно-бытовых издевательств страдают не только женщины,
но и дети, испытывающие постоянный шок и стресс со всеми отсюда вытекающими.
ОБ АВТОРЕ: Алмаз
Рысалиев — редактор представительства Института репортажей войны и мира в
Казахстане (IWPR)
|