Меню сайта


Форма входа


Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 11.07.2025, 02:21
Главная » 2012 » Март » 6 » Cовременная гендерная политика в нашей стране
12:13
Cовременная гендерная политика в нашей стране
Cовременная гендерная политика в нашей стране
Поэтому мир женщины это замужество, дети, домашнее хозяйство, о ее роли в жизни политической, социальной говорить не приходится. В контексте кочевой культуры, ее ритма и приоритетов женщина не могла полностью реализовать свои истинные природные задатки и наклонности. Кочевой мир был миром войны, мужества и силы, то есть это был мир мужчин. Разделение труда возлагало на женщину все домашние промыслы, отнимавшие уйму времени и доводившие ее до изнеможения. Она создавала одежду из шерсти и кожи, ткала кошмы, ковры, делала арканы, готовила еду, ухаживала за скотом, рожала и растила детей, принимала гостей, лечила всех в семье.[1] Обязанностью женщин было рожать и воспитывать здоровых детей. Как правило, казахские семьи были многодетными. Для этого существовало множество причин. Бремя содержания семьи и детей ложилось на мужчин, разводы были редки, выйдя замуж, женщины были уверены в браке и могли позволить себе родить столько детей¸ сколько бог даст. Далее развитие семьи шло по славным традициям, родители жили с младшим из сыновей, содержание их было его обязанностью. Общество изменилось, это повлекло трансформацию социальных ролей полов, однако стереотипы о предназначении женщины в семье и обществе оказались очень живучими и для их преодоления необходимо вмешательство общества и государства. В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины. В 20 веке во многих государствах провозглашено равноправие мужчин и женщин и с этого момента начался второй этап- этап скрытого или косвенного нарушения прав женщин, который анализировать и исследовать гораздо сложнее, так как нарушения прав женщин в большинстве случаев не явны. Формально государство допускает равноправие мужчин и женщин во всех сферах деятельности, но фактически реализация этого принципа им не всегда обеспечена. За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин. Президент Республики Казахстан обращает большое внимание вопросам равенства мужчин и женщин и инициирует объективную, реальную, гендерную политику. В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. Интеграция женских вопросов в повестку дня была реализована 5 марта 1996 года распоряжением Президента Республики Казахстан "Концепция государственной политики улучшения положения женщин в республике Казахстан.” В ней подчеркнуто, что формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко носит узковедомственный характер, не учитывает остроту и глубину существующих в области положения женщин проблем. В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН "О политических правах женщин” и "О гражданстве замужней женщины”. Подписаны международные пакты о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах и другие. Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека. Постановлением Правительства от 27 ноября 2003 года № 1190 одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране — достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола. Для обеспечения баланса возможностей мужчин и женщин Указом Главы государства в1996 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республик Казахстан, которая трансформирована в Национальную Комиссию по делам семьи и гендерной политике. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года № 999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85% уже выполнен. В решении социально значимых проблем активное участие принимают около 300 неправительственных организаций и общественных объединений, работающих в области защиты прав и законных интересов семьи, женщин и детей, в числе которых 150 — женских. На IV Форуме женщин Казахстана, состоявшемся в сентябре 2004 года в г. Астане, Президент страны поручил Правительству и Национальной комиссии по делам семьи и женщин разработать на базе данной Концепции Стратегию гендерного равенства в Республике Казахстан, в которой следует четко обозначить основные направления деятельности, включая экономическую, социальную и политическую сферы, разработать систему мер по срокам для обеспечения равных возможностей женщинам. Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии В стратегии Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 — 2016 годы отмечено, что в последние годы в результате улучшения социально-экономического положения в Казахстане произошли некоторые положительные медико-демографические изменения. Наметилась тенденция роста рождаемости. В 2004 году показатель рождаемости составил 18,1 на 1000 человек и в сравнении с 2000 годом увеличился в 1,2 раза. Естественный прирост населения увеличился в 1,7 раза, показатель составил в 2004 году 8,05 на 1000 человек. Вместе с тем наблюдается рост смертности населения. В 2004 году показатель составил 10,2 случая на 1000 человек (10,1 в 1999 году), в том числе женщин — 8,5, мужчин — 11,9. В структуре причин смертности 84% приходится на болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования и болезни органов дыхания. Показатель младенческой смертности имеет тенденцию к снижению, но остается высоким по сравнению со странами Европы и составляет на начало 2004 года 14,5 случая на 1000 живорожденных. Отмечается снижение показателя материнской смертности, с 60,9 в 2000 году до 36,9 случая на 100 тыс. живорожденных в 2004 году. Однако это в 4 раза выше, чем в среднем в Европейском сообществе и в 3 раза выше допустимого уровня по определению Всемирной организации здравоохранения. В этой же стратегии обращено внимание на возможности государства и общества, к которым отнесены: Привлечение к решению проблем репродуктивного здоровья всей общественности, работников здравоохранения, образования, средств массовой информации и других. Широкие возможности использования общественного здравоохранения. Понимание руководством страны необходимости улучшения репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Поддержка международными организациями охраны репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Возможность подготовки специалистов за рубежом и в странах СНГ в рамках различных соглашений. Установление контактов с национальными, региональными и международными организациями, зaнимающимися вопросами охраны репродуктивного здоровья. Активизация деятельности неправительственных организаций по охране репродуктивного здоровья мужчин и женщин. К стратегическим задачам отнесено: Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области охраны репродуктивного здоровья. Снижение уровня заболеваемости, влияющей на репродуктивное здоровье населения. Принятие комплекса мер по сохранению репродуктивного здоровья подростков и молодежи. Анализируя указанную стратегию, которая является хорошим, системным документом и мне очень нравится, хочу обратить внимание на тот факт, что в этой стратегии нет ни одной строчки, направленной на поддержку многодетных семей. Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменение социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины. На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15074,8 тыс. человек, в том числе женщин — 7817,9 тыс. человек (51,9%), мужчин — 7256,9 тыс. человек (48,1%). На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин. Гендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста доля мужчин становится менее 50% и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин — 72,0 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,3 года. Современная действительность демонстрирует другие социальные реалии, новые стереотипы отношений, в среде которых многодетные семьи являются редкостью и члены этих семей чувствуют себя некомфортно в системе новых отношений. Самый распространенный тип семьи с одним или двумя детьми, множество семей без детей, молодежь состоит в гражданских браках, не обременяя себя традиционными семейными обязанностями. . Положение семьи, уровень ее благополучия, стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последнего десятилетия негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества. Более того, рождение ребенка не всегда связывается с созданием полной семьи и заключением брака. Каждый четвертый ребенок в России и Казахстане рождается в неполной семье. В этих условиях многодетная семья кажется не классической. Если проанализировать окружающую нас действительность, то многодетными семьями являются семьи среднего достатка и бедные семьи или появляются новые – в среде очень богатых граждан, которые могут позволить себе нанять нянек, гувернанток, водителей для обслуживания четырех и более детей, могут учить детей в престижных школах и вузах и позаботиться об их будущем. Как государство и общество должно относиться к многодетным семьям? Во всех цивилизованных государствах такие семьи вызывают искренне уважение и почет. Это трудный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Фактом является то, что стране нужны новые граждане, а многодетные семьи – это очень хороший шанс получить их. Многодетные семьи более устойчивые, взрослые дети могут оказывать поддержку друг другу. В условиях транзитного периода обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи существенно снижает совокупный семейный доход. В то же время ее высокая занятость в общественном производстве становится одним из факторов снижения рождаемости. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщины в благосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полного признания социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и воспитание детей, ибо это требует совместной ответственности мужчины и женщины, а также всего общества в целом. Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют как мужчины, так и женщины. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом. Однако выполнение этой функции в последнее время усложнилось многими обстоятельствами. Демографы, психологи, врачи, социологи единодушно отмечают, что желание иметь большое количество детей заметно снизилось. В России с 1992 по 1998 годы рождение детей сократилось на 36%. Причем, сокращение интенсивности рождения произошло не из-за отказа женщины от первого ребенка, а из-за сокращения числа рождений вторых, третьих и последующих детей. «Социологические опросы показывают, что в России до 21% опрошенных семей хотело бы иметь трех и более детей, но и могут себе это позволить».[2] Выполнение репродуктивной функции тесно связано с состоянием здоровья женщин, которое в последнее время заметно ухудшилось. Выросли показатели заболевания женщин эндоментриозом, воспалительными заболеваниями и бесплодием. Выросло количество осложнений беременности, родов и послеродового периода. Около 16% браков являются бесплодными, за что в равной степени ответственны как мужчины, так и женщины. В настоящее время сформировано новое направление в лечении бесплодия — вспомогательные репродуктивные технологии, которые необходимо развивать для улучшения воспроизводства населения страны. Актуальной проблемой остается заболеваемость анемией. В 2004 году число больных анемией, состоящих на диспансерном учете, составило 296,8 тыс. человек, из них больше половины (52,4%) — дети в возрасте до 14 лет. Заболеваемость злокачественными новообразованиями также имеет тенденцию роста. В 2004 году, по сравнению с 2000 годом, показатель увеличился среди мужчин — на 4,2%, среди женщин — на 9,2%. Всего число больных, состоящих на учете на конец 2004 года, составило 114628 человек. Все эти заболевания отражаются на репродуктивном здоровье мужчин и женщин. Проводимые мероприятия по сохранению репродуктивного здоровья, планированию семьи, применений контрацептивов и другие пока не оказывают заметного влияния на улучшение ситуации. На репродуктивном здоровье мужчин отражаются болезни, передаваемые половым путем, заболевания простаты и семенного канатика, бесплодие и другое. Большую тревогу вызывает здоровье женщин. Индекс их здоровья составляет 20 — 30%, в отдельных регионах — 10% и ниже. У женщин чаще отмечается гипертония, неврозы, они больше страдают от болезней, передаваемых половым путем, бесплодия, рака молочной железы, остеопороза и др. Более 60% женщин страдает анемией. Аборт продолжает оставаться одной из главных причин материнской смертности. Осложнения, вызванные абортом, за 2004 год составили 1826 случаев, летальность от абортов — 1,2 промилле. Количество абортов в 2004 году по сравнению с 2000 годом незначительно снизилось с 30,9 на 1000 женщин фертильного возраста до 30,3. Наибольшее количество абортов зарегистрировано в возрастной группе 19 — 34 лет (75%), у подростков (15 — 18 лет) — 4,9%. 38,3% женщин фертильного возраста применяют те или другие виды контрацепции. Основным методом контрацепции остается внутриматочная спираль — 62,5%. Заболеваемость женщин злокачественными новообразованиями молочной железы возросла с 33,9 на 100 тыс. женщин в 2000 году до 38,9 в 2004 году. На их долю приходится более половины онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин.[3] Понятно, что воспроизводство и расширение семьи не всегда означает только выполнение функции деторождения. Семья и дети нуждаются в питании, одежде, жилище, образовании. Организация удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, восстановление сил, поддержание здоровья, уход за детьми, - эту функцию частично выполняют женщины, что отражается на ее социальном статусе в семье. В основе восприятия женщины в семье следует обратить внимание на ее подчиненное положение, как отражение ее социальных функций. Анализируя гендерную политику, которая направлена на поддержание многодетных семей в Республике Казахстан, следует сказать, что было бы хорошо, вспомнить все позитивные меры, которыми была окружена многодетная семья в СССР. Это не только вручение медали «Мать героиня» разных степеней, а реальная социальная поддержка: предоставление жилья, пособий, бесплатное среднее и высшее образование детей, бесплатные ясли, садики, пособия и путевки в детские пионерские лагеря. Сейчас, когда все эти расходы стали платными, возможности детей из многодетных семей стали резко отличаться от возможностей детей в компактных семьях. Государство должно оказывать помощь таким семьям с учетом их реальных затрат и сложностей, которые они испытывают. Можно продумать вопросы предоставления кредитов с низкими процентами, льгот в процессе обучения детей из многодетных семей и другие компенсационные меры. Главной проблемой, которую решает общество «Гибрат» является социальная поддержка многодетных семей. Это правильно и отражает насущные объективные проблемы этих семей. На мой взгляд¸ их кардинальные проблемы можно решить только через политическую сферу. Многодетные семьи не имеют возможности громко рассказать о своих проблемах обществу. Они создали общественные организации – это очень хорошо. Имеют газету, которая распространяется среди многодетных семей, этого недостаточно, газеты должны быть распространяться везде, чтобы общество знало и понимало проблемы многодетных семей и помогало им их решать. Они участвуют в выборах, надеясь, что избираемые ими не многодетные отцы и матери смогут понять и решить их проблемы. На сегодняшний день эти социумы находятся в позиции просящих, а нужно, чтобы их лидеры были там, где принимаются решения. Ведь представители многодетных семей не представлены в государственных органах, которые принимают решения. А это означает, что гендерные аспекты многодетных семей до настоящего времени недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования государственной политики. Партия «Нур Отан» проводит благородную акцию, оказывая поддержку обществу «Гибрат». Но самой эффективной мерой было бы участие этой организации в выборах, которые пройдут в августе этого года. Пусть самая активная многодетная мать или отец будут включены в списки партии и используют трибуну государственных органов – маслихатов и Парламента для озвучивания и решения своих проблем Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин организация управленческой пирамиды не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин в современный период, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития общества и его демократизацию.[4] Статья 7 "Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин” гласит, что государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны, в частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право: -голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы; - участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты - а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; -принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций- занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны. Граждане Республики имеют право избрать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.[5] Среди направлений политической активности женщин главным является второе - осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления, в реализации которого наблюдаются значительные сложности. Ст. 33 Конституции Р.К. гласит: "Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”. Но при реализации этого права наблюдается следующая закономерность - чем выше уровень управления, тем меньше женщин. Где сильнее влияние на принятие решений тем мускулинизирован состав государственных органов. В целях достижения равных прав и возможностей, Глава государства поставил следующие задачи: · добиваться того, чтобы как можно больше женщин было представлено в органах власти на уровне принятия решений; · совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин”, продолжить работу по обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин. В этом механизме особое место должны занять представители многодетных семей со своими задачами, проблемами, возможностями. И последнее, я хотела обратить внимание на гендерное образование. В СМИ следует возрождать нравственные ценности, культивировать образ семьи и брака, создавать позитивную картину, реально отражающую роль многодетной семьи в нашем обществе. И говоря о проблемах многодетных семей, произносить слова многодетный отец наравне с многодетной матерью. [1] Нуртазина Н.Д. Женщина в традиционном казахском обществе. Введение в теорию гендера. Вып. 4. Алматы, Акыл китабы.1999
[2] Феминология. М., 2001.С. 146.
[3] Стратегия Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 — 2016 годы Астана, 2005 год
[4] Казахстанская правда, 6 марта, 1996 год.
[5] Конституция Р.К.Ст. 33, ч.2. Алматы, Казахстан 1995 год, с.13.

скачать архивом
Категория: Публикации | Добавил: CJIommep (20.12.2009)
Просмотров: 1093
Просмотров: 3154 | Добавил: aqzhaulyq | Теги: статьи | Рейтинг: 1.0/3
Всего комментариев: 6
6 kunslu  
0
kunsulu_cna@mail.ru

5 lopux  
0
http://ru.ontustik.gov.kz/view.php?id=153

4 Абеке  
0
ваш сайт отмечен в http://top.ucoz.ru/catalogs/0/indexp453.html
молодцы!

3 Она  
0
sdsdsd2545@mail.ru

2 он  
0
super.otash2013@yandex.kz▼

1 Абеке  
0
aymaq2013@yandex.kz

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтовuCoz