Временные специальные меры - меры, направленные на достижение гендерного
баланса в обществе (например, квота представительства женщин в органах власти
как форма позитивной дискриминации). В соответствии с Конвенцией ООН о
ликвидации всех форм дискриминации женщин она не рассматривается как
дискриминация.
Гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин,
которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.
Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской,
женский).
Термин "гендер" является аналитическим инструментом для понимания
социальных процессов.
Гендерный анализ - систематические исследования различного воздействия
разрабатываемых и действующих проектов развития на мужчин и женщин. Он
позволяет увидеть и сравнить, каким образом политические, экономические,
социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин.
Гендерный баланс - равенство мужчин и женщин на всех уровнях организационной
структуры.
Гендерный бюджет - инструмент оценки воздействия государственного бюджета по
всем отраслям и видам услуг на различные группы мужчин и женщин.
Предусматривает анализ гендерно-ориентированных ассигнований, рассматривает
воздействие основных расходов по всем отраслям и видам услуг отдельно на женщин
и мужчин, анализирует стратегии и ассигнования, направленные на достижение
равенства возможностей в сфере государственных услуг.
Гендерные исследования - изучение социально-экономического, политического и
культурного статуса, гендерных ролей и гендерных отношений женщин и мужчин.
Предоставление информации для разработки и планирования политики, стратегий и
программ по воздействию на существующие в обществе гендерные отношения.
Гендерно-правовая экспертиза - определение, в какой мере международные
стандарты и нормы реализуются в национальном законодательстве. Определение
степени гендерной чувствительности представительных и исполнительных органов,
социума, способствующей формированию гендерносправедливой политики, включающей
не только равные права и ответственность, но и равные возможности для мужчин и
женщин.
Гендерные предрассудки - стереотипы о существовании превосходства или
неполноценности, органически связанных с половой принадлежностью и так
называемым "предназначением полов".
Гендерная политика - государственная и общественная деятельность, направленная
на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности
общества.
Гендерное равенство - равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне
зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.
Гендерное равноправие - равноправие женщин и мужчин перед законом, что является
одним из путей достижения гендерного равенства.
Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в
соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном
обществе и данной исторической ситуации.
Гендерная статистика - отражение соответствующего положения мужчин и женщин во
всех сферах социально-политической жизни и освещение гендерных проблем в
обществе.
Гендерные стереотипы - устойчивые общепринятые представления в обществе о
должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении,
социальных ролях и деятельности.
Гендерная чувствительность - понимание и принятие во внимание социально
обусловленных факторов, лежащих в основе дискриминации по признаку пола.
Гендерночувствительное планирование - специальные методы и средства для
предоставления женщинам и девочкам большей возможности участия в процессе
развития общества и для измерения воздействия запланированных действий на
женщин и мужчин.
Гендерная экспертиза - общественно-правовой анализ государственных программ и
иных актов с целью определения соответствия их конституционному праву равенства
мужчин и женщин и предотвращения дискриминации по признаку пола.
Дискриминация по признаку пола - любое ограничение или ущемление прав и свобод
человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по
признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации.
Дискриминация косвенная - действия, основанные не на формальном различении
(ограничении, исключении) по признаку пола, но оказывающие неодинаковый эффект
на лиц разного пола в плане использования ими прав и свобод.
Дискриминация позитивная - возможность введения временных специальных мер,
направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и
женщинами. Предоставление преимуществ при продвижении по службе, выдвижении в
выборные органы власти, трудоустройстве, получении образования представителям
групп, традиционно дискриминируемым по признаку пола.
Дискриминация прямая - дискриминация с конкретным указанием на половую
принадлежность с целью использования этого в действиях.
Дискриминация скрытая - преднамеренная дискриминация без прямого указания на
половую принадлежность, но приводящая к неодинаковому результату для лиц
разного пола.
Домашнее насилие (насилие в семье) - любое умышленное действие одного члена
семьи в отношении другого, если это действие ущемляет законные права и свободы
члена семьи, причиняет ему физические или психические страдания и наносит
моральный вред или содержит угрозу физическому или личностному развитию члена
семьи.
Домашний труд - деятельность женщин по поддержанию домашнего хозяйства (уборка,
стирка, приготовление пищи и т.д.), которая не оплачивается, не имеет
количественного эквивалента и социально признанной значимости. Неравное
распределение домашних обязанностей является одной из форм дискриминации
женщин.
Индикаторы - показатели, указывающие на прогресс (или его отсутствие) в
достижении поставленных целей; на состояние изучаемого процесса, средство
измерения того, что в реальности изменилось в сравнении с тем, что было
запланировано в количественном, качественном и временном отношении.
Квоты - установленный уровень представительства женщин и мужчин при составлении
списков кандидатов на выборах, а также их участия в органах законодательной и
исполнительной власти. Квотирование рассматривается как временная мера для
достижения гендерного баланса в обществе.
Кризисные центры - организации, предоставляющие услуги (консультации, временное
убежище, помощь в реабилитации) лицам из групп риска, чаще всего женщинам,
попавшим в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия.
Насилие в отношении женщин - любой акт насилия, совершенный на основе полового
признака, который причиняет или может причинить физический, половой или
психологический ущерб или страдания женщине, а также угроза совершения таких
актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или
личной жизни.
Равные возможности - система средств и условий, необходимых для реального
достижения равенства прав.
Равные права - гарантированное государством, закрепленное в Конституции
Республики Казахстан и других законодательных актах равное для женщин и мужчин
право осуществления гражданских, политических, экономических, социальных,
культурных и других прав.
Репродуктивное здоровье - здоровье человека, отражающее его способность к
воспроизводству полноценного потомства.
Репродуктивные права - права граждан на охрану их репродуктивного здоровья,
принятие и реализация гражданами решения относительно рождения или отказа от
рождения детей в браке или вне брака, методов зачатия и рождения детей, их числа,
времени и места рождения, интервалов между рождениями, а также на
медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере.
Сексуальные домогательства на рабочем месте - сексуальные домогательства
включают в себя такое нежелательное сексуальное поведение, как физический
контакт и сексуально окрашенные предложения, замечания, показ порнографии и
сексуальные требования, будь то слово или действия.
Сексуальное насилие в семье - это деяние, посягающее на половую
неприкосновенность и половую свободу другого члена семьи, а также действия
сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему.
Торговля людьми - осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка,
передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения
или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления
властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод
для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация
включает, как минимум, эксплуатацию проституции третьими лицами и/или другие
формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или
обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.
SWOT-анализ - методы анализа, которые позволяют определить слабые и сильные
стороны ситуации или явления, а также угрозы и возможности по улучшению этой
ситуации или явления.
РАЗДЕЛ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН -
ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
ЦЕЛЬ
Создание условий для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и
женщин, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан и международными
актами, к которым присоединился Казахстан, а также их равное участие во всех
сферах жизнедеятельности общества.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15074,8
тыс. человек. в том числе женщин - 7817,9 тыс. человек (51,9 %), мужчин -
7256,9 тыс. человек (48,1 %). На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин.
Гендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о
численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем
девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50 % и
далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в
том числе мужчин 60,6, женщин - 72,0 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,3
года.
В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины
имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.
В настоящее время только четыре женщины назначены министрами, 8 - заместителями
министров, 3 - председателями комитетов, 5 - заместителями акимов областей, 1 -
акимом района.
Среди заместителей акимов районов женщин 17 %, акимов сельских и поселковых
округов - 11 %, их заместителей - 18 %. Нет женщин среди акимов областей и
городов.
Отмечается некоторый рост числа женщин среди политических государственных
служащих с 9,5 % в 2000 году до 10,3 % в 2004 году. При этом численность женщин
во власти снижается в зависимости от высоты должностной ступени.
Уменьшается представительство женщин в Парламенте: с 11,2 % в 1999 году до 9,5
% в 2004 году. Меньше стало женщин в местных представительных органах: 19,2 % в
1999 году, 17,1 % в 2004 году, хотя число выдвинутых женщин-кандидатов в
депутаты маслихатов увеличилось по сравнению с 1999 годом на 16 % и составило в
2004 году 1619 человек.
Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 году в службы
занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая. Самые
малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным
образованием в возрасте 45 лет и старше.
В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти
половину. Но их заработная плата составляет лишь 61 % от зарплаты мужчин.
Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых
должностях даже в таких традиционно "женских" отраслях, как здравоохранение
и образование, где зарплата женщин составила в 2004 году соответственно 85 % и
81 % от зарплаты мужчин.
Не изжиты факты насилия в отношении женщин и их сексуальной эксплуатации.
Гендерные аспекты недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования
государственной политики.
Для обеспечения баланса возможностей мужчин и женщин Указом Главы государства в
1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте
Республики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года N 999
был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в
Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85 % уже выполнен.
В решении социально значимых проблем активное участие принимают около 300
неправительственных организаций и общественных объединений, работающих в
области защиты прав и законных интересов семьи, женщин и детей, в числе которых
150 - женских.
В целях достижения равных прав и возможностей Глава государства поставил
следующие задачи:
добиваться того, чтобы как можно больше женщин было представлено в органах
власти на уровне принятия решений;
совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения
гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан "О
равных правах и равных возможностях мужчин и женщин", продолжить работу по
обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин;
создать условия для того, чтобы женщины активно включились в экономическую
жизнь;
создавать экономические льготы и преференции для женщин, принимать меры по
улучшению здоровья матери и ребенка, обеспечить существенное повышение правовых
и социальных гарантий для женщин;
возрождать нравственные ценности, культивировать позитивный образ семьи и
брака.
|