Меню сайта


Форма входа


Категории раздела


Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 11.07.2025, 07:42
Главная » Статьи » Мои статьи

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

       

Временные специальные меры - меры, направленные на достижение гендерного баланса в обществе (например, квота представительства женщин в органах власти как форма позитивной дискриминации). В соответствии с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин она не рассматривается как дискриминация.

Гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.

Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).

Термин "гендер" является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Гендерный анализ - систематические исследования различного воздействия разрабатываемых и действующих проектов развития на мужчин и женщин. Он позволяет увидеть и сравнить, каким образом политические, экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин.

Гендерный баланс - равенство мужчин и женщин на всех уровнях организационной структуры.

Гендерный бюджет - инструмент оценки воздействия государственного бюджета по всем отраслям и видам услуг на различные группы мужчин и женщин. Предусматривает анализ гендерно-ориентированных ассигнований, рассматривает воздействие основных расходов по всем отраслям и видам услуг отдельно на женщин и мужчин, анализирует стратегии и ассигнования, направленные на достижение равенства возможностей в сфере государственных услуг.

Гендерные исследования - изучение социально-экономического, политического и культурного статуса, гендерных ролей и гендерных отношений женщин и мужчин. Предоставление информации для разработки и планирования политики, стратегий и программ по воздействию на существующие в обществе гендерные отношения.

Гендерно-правовая экспертиза - определение, в какой мере международные стандарты и нормы реализуются в национальном законодательстве. Определение степени гендерной чувствительности представительных и исполнительных органов, социума, способствующей формированию гендерносправедливой политики, включающей не только равные права и ответственность, но и равные возможности для мужчин и женщин.

Гендерные предрассудки - стереотипы о существовании превосходства или неполноценности, органически связанных с половой принадлежностью и так называемым "предназначением полов".

Гендерная политика - государственная и общественная деятельность, направленная на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества.

Гендерное равенство - равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.

Гендерное равноправие - равноправие женщин и мужчин перед законом, что является одним из путей достижения гендерного равенства.

Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и данной исторической ситуации.

Гендерная статистика - отражение соответствующего положения мужчин и женщин во всех сферах социально-политической жизни и освещение гендерных проблем в обществе.

Гендерные стереотипы - устойчивые общепринятые представления в обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности.

Гендерная чувствительность - понимание и принятие во внимание социально обусловленных факторов, лежащих в основе дискриминации по признаку пола.

Гендерночувствительное планирование - специальные методы и средства для предоставления женщинам и девочкам большей возможности участия в процессе развития общества и для измерения воздействия запланированных действий на женщин и мужчин.

Гендерная экспертиза - общественно-правовой анализ государственных программ и иных актов с целью определения соответствия их конституционному праву равенства мужчин и женщин и предотвращения дискриминации по признаку пола.

Дискриминация по признаку пола - любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации.

Дискриминация косвенная - действия, основанные не на формальном различении (ограничении, исключении) по признаку пола, но оказывающие неодинаковый эффект на лиц разного пола в плане использования ими прав и свобод.

Дискриминация позитивная - возможность введения временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами. Предоставление преимуществ при продвижении по службе, выдвижении в выборные органы власти, трудоустройстве, получении образования представителям групп, традиционно дискриминируемым по признаку пола.

Дискриминация прямая - дискриминация с конкретным указанием на половую принадлежность с целью использования этого в действиях.

Дискриминация скрытая - преднамеренная дискриминация без прямого указания на половую принадлежность, но приводящая к неодинаковому результату для лиц разного пола.

Домашнее насилие (насилие в семье) - любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, если это действие ущемляет законные права и свободы члена семьи, причиняет ему физические или психические страдания и наносит моральный вред или содержит угрозу физическому или личностному развитию члена семьи.

Домашний труд - деятельность женщин по поддержанию домашнего хозяйства (уборка, стирка, приготовление пищи и т.д.), которая не оплачивается, не имеет количественного эквивалента и социально признанной значимости. Неравное распределение домашних обязанностей является одной из форм дискриминации женщин.

Индикаторы - показатели, указывающие на прогресс (или его отсутствие) в достижении поставленных целей; на состояние изучаемого процесса, средство измерения того, что в реальности изменилось в сравнении с тем, что было запланировано в количественном, качественном и временном отношении.

Квоты - установленный уровень представительства женщин и мужчин при составлении списков кандидатов на выборах, а также их участия в органах законодательной и исполнительной власти. Квотирование рассматривается как временная мера для достижения гендерного баланса в обществе.

Кризисные центры - организации, предоставляющие услуги (консультации, временное убежище, помощь в реабилитации) лицам из групп риска, чаще всего женщинам, попавшим в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия.

Насилие в отношении женщин - любой акт насилия, совершенный на основе полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщине, а также угроза совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Равные возможности - система средств и условий, необходимых для реального достижения равенства прав.

Равные права - гарантированное государством, закрепленное в Конституции Республики Казахстан и других законодательных актах равное для женщин и мужчин право осуществления гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав.

Репродуктивное здоровье - здоровье человека, отражающее его способность к воспроизводству полноценного потомства.

Репродуктивные права - права граждан на охрану их репродуктивного здоровья, принятие и реализация гражданами решения относительно рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, методов зачатия и рождения детей, их числа, времени и места рождения, интервалов между рождениями, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере.

Сексуальные домогательства на рабочем месте - сексуальные домогательства включают в себя такое нежелательное сексуальное поведение, как физический контакт и сексуально окрашенные предложения, замечания, показ порнографии и сексуальные требования, будь то слово или действия.

Сексуальное насилие в семье - это деяние, посягающее на половую неприкосновенность и половую свободу другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему.

Торговля людьми - осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции третьими лицами и/или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.

SWOT-анализ - методы анализа, которые позволяют определить слабые и сильные стороны ситуации или явления, а также угрозы и возможности по улучшению этой ситуации или явления.



РАЗДЕЛ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ



ЦЕЛЬ



Создание условий для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан и международными актами, к которым присоединился Казахстан, а также их равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества.



АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15074,8 тыс. человек. в том числе женщин - 7817,9 тыс. человек (51,9 %), мужчин - 7256,9 тыс. человек (48,1 %). На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин.

Гендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50 % и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин - 72,0 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,3 года.

В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.

В настоящее время только четыре женщины назначены министрами, 8 - заместителями министров, 3 - председателями комитетов, 5 - заместителями акимов областей, 1 - акимом района.

Среди заместителей акимов районов женщин 17 %, акимов сельских и поселковых округов - 11 %, их заместителей - 18 %. Нет женщин среди акимов областей и городов.

Отмечается некоторый рост числа женщин среди политических государственных служащих с 9,5 % в 2000 году до 10,3 % в 2004 году. При этом численность женщин во власти снижается в зависимости от высоты должностной ступени.

Уменьшается представительство женщин в Парламенте: с 11,2 % в 1999 году до 9,5 % в 2004 году. Меньше стало женщин в местных представительных органах: 19,2 % в 1999 году, 17,1 % в 2004 году, хотя число выдвинутых женщин-кандидатов в депутаты маслихатов увеличилось по сравнению с 1999 годом на 16 % и составило в 2004 году 1619 человек.

Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 году в службы занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая. Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше.

В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61 % от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях даже в таких традиционно "женских" отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила в 2004 году соответственно 85 % и 81 % от зарплаты мужчин.

Не изжиты факты насилия в отношении женщин и их сексуальной эксплуатации.

Гендерные аспекты недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования государственной политики.

Для обеспечения баланса возможностей мужчин и женщин Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года N 999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85 % уже выполнен.

В решении социально значимых проблем активное участие принимают около 300 неправительственных организаций и общественных объединений, работающих в области защиты прав и законных интересов семьи, женщин и детей, в числе которых 150 - женских.

В целях достижения равных прав и возможностей Глава государства поставил следующие задачи:

добиваться того, чтобы как можно больше женщин было представлено в органах власти на уровне принятия решений;

совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин", продолжить работу по обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин;

создать условия для того, чтобы женщины активно включились в экономическую жизнь;

создавать экономические льготы и преференции для женщин, принимать меры по улучшению здоровья матери и ребенка, обеспечить существенное повышение правовых и социальных гарантий для женщин;

возрождать нравственные ценности, культивировать позитивный образ семьи и брака.

Категория: Мои статьи | Добавил: aqzhaulyq (06.03.2011)
Просмотров: 20339 | Комментарии: 1 | Теги: статьи и архив | Рейтинг: 1.0/10
Всего комментариев: 1
1 Terrydax  
0
Как помыть машину?

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтовuCoz